+374 98 20 15 22

Гугаркский сектор

На северо-востоке Армении, вблизи хребтов Малого Кавказа расположился Гугарк или Гугаркский сектор. Притоки реки Куры, прорезав горные хребты, проложили несколько проходов с севера в этот горный край. Один из них – Дебетское ущелье, по которому железнодорожная линия связывает Армению с соседней Грузией.
       Гугаркский сектор занимает площадь около 6000 квадратных километров, почти всю северную часть современной Армении – нагорную Лорийскую степь, бассейны рек Памбак, Дебед и Агстев. По разнообразию и красоте природы он смело может соперничать с Зангезуром.
       Климат, здесь умеренный благодаря широтному расположению горных хребтов Лори-Памбака, которые зимою защищают долины от вторжения холодных масс воздуха с севера. Из-за этого в Гугаркском секторе зима теплее, чем в Араратской долине, расположенной южнее и ниже его. Северо-восточная часть сектора отличается ещё более мягким климатом близким к субтропическому. Здесь, в бассейне реки Дебет – самое низкое место республики – 380 метров над уровнем моря. Кипарисы, заросли хурмы, инжира и граната соседствуют с рядами лавровых деревьев, маслин, миндаля и других субтропических растений.
       Субтропики сменяют суровые и светлые лорийские пейзажи- знаменитая своей красотой Лорийская долина; лесистые горы постепенно обступают её. Это край лесов, на фоне которых выделяются, заботливо обработанные человеком, небольшие участки садов и пашен, укромные уголки склонов дали здесь приют древним монастырям. На горных кручах сохранилось множество пещер, берегущих вековые тайны давно ушедших поколений.
       Живописная Памбакская долина занимает юго-западную часть сектора. Постепенно редеющие леса к западу совершенно исчезают. Ступенчатые предгорья заняты садами и посевами, переходящими в горностепной ландшафт.
       Со стороны озера Севан, за Семёновским перевалом высотою 2122 метра над уровнем моря открываются просторы бассейна реки Агстев. Леса здесь густо покрывают склоны и мягкие округлые вершины гор. Река Агстев течёт в извилистом, местами расширяющемся русле, которое часто весною переполняется тёплыми водами, превращая её в бурный поток. Здесь никогда не бывает духоты – летние и осенние бризы освежают воздух, умеряя жару.
       Мягкий климат этого края, горы, дремучие леса, множество безопасных, труднодоступных пещер и убежищ благоприятствовали поселению здесь человека с незапамятных времён. На протяжении многих тысячелетий в Гугарке сменялись племена и народы, возникали и распадались княжества и государства.
       В IX веке до н. э. южная часть Гугарка входила в состав государства Урарту. Во времена Тиграна II Великого Гугарк был выделен в особую административную единицу Армянского царства. Отрывочные сведения историков – Страбона, Фавстоса Бузанда свидетельствуют о цветущем состоянии Гугарка того времени.
       Уже в VII веке знамя восстания против арабов князья Багратиды подняли именно в Гугарке, а в IX веке значительная часть территории вошла в Армянское царство Багратидов. В X – XII веках здесь существовало Лорийское царство. Не единожды, после ожесточённой борьбы попадал Гугарк под чужеземное иго. Самым продолжительным было персидское господство, длившееся до начала XIX столетия.
       Ранее всех остальных частей Восточной Армении Гугарк был избавлен от персов и в 1801 году присоединён к России. Множество армянских семей из Араратской долины в этот период переселилось в эти края, однако здешняя земля помнит и беженцев от притеснений арабов и монахов, ушедших из Византии. Все они оставили здесь свой след.
       Гугарк богат памятниками материальной культуры. Многие из них разрушены и скрыты вековыми наслоениями земли – они принадлежат археологии, уцелевшие же относятся, в основном, к средневековым, среди них есть интереснейшие памятники истории и культуры армянского народа.

   

Гугаркский сектор

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Достопримечательные места (приведены в направлении с севера на юг).
Расстояние на карте сектора приведены от города Ванадзор.

Ноемберянский район


Ноемберян- 5.6 тысячи жителей. Гостиница
Бердаван -Средневековый замок, XII – XIII вв., «Крылатый» хачкар, XIII в.
Кохб – Древние могильники, монастырь Мшкаванк, XIII в. Зона отдыха.
Воскепар – Церковь Сурб Аствацацин, VII в.

 


Туманянский район

Алаверды- Санаин -26,0 тысяч жителей. Бюро путешествий. Гостиница. Канатная дорога. Монастырь Санаин, X- XIII вв., место духовной академии, основанной Григором Магистросом Пахлавуни в XI в. Усыпальница князей рода Закарянов, XII – XIII вв. Хачкар-памятник Григора Тутеворди, 1184 г., памятник-родник, 1255г. Санаинский мост на р. Дебет, 1192 год.
Одзун – Купольная базилика, VI в., руины церкви Циранавор, V в., монастырь Оромайр, VII-XIII вв. Дом музей поэта О. Туманяна. Этнографический музей. Руины монастыря Барцракаш Сурб Григор, X-XIII вв., церковь Сурб Лусаворич, XIII в., хачкары «Сирун Хач», «Распятие Христа», XII в., стела XIII в.
Ардви – монастырь Сурб Ованес, VIII-XVIII вв., церковь Сурб Арутюн (Воскресенья), X в., многочисленные хачкары, стелы. Живописные окрестности, ущелье «Вишападзор».
Ахпат – Комплекс монастырских сооружений X-XIII вв., хачкар «Аменапркич», 1273 г., многочисленные хачкары, родник, 1258 год, исторический музей, церковь Сурб Аствацацин, 1195 г., Церковь Сурб Сион, 1268 год, На склоне холма Сурб Луйс находится пустынь Кусанац и церковь Тирамор (Богоматери), XIII в. Живописные окрестности, Зона отдыха.
Шнох – Археологические раскопки поселения VIII в. до н. э. многочисленные хачкары, руины крепости Кайцон, XI в.
Ахтала – Замок и монастырь, XIII в. центр халкидонитского направления христианства в средневековой Северной Армении, церковь Сурб Ерордутюн (св. Троицы), XIII в. Зона отдыха.

   


Калининский район

Мецаван – руины церквей Сурб Геворк, Сурб Ованес, VII-XIII вв., средневековое кладбище, базальтовый крылатый хачкар XII в.,(в пяти километрах от села).
Привольное -Монастырь Хучап, XIII в.

   


Степанаванский район

Степанаван – 20.6 тысячи жителей. Бюро путешествий. Гостиница. Климатический курорт.
Куртан – Церковь V век.
Гюлагарак – Руины церкви Тормак, VI век, церковь 1874 года. Зона отдыха.
Свердлов – Церковь Сурб Геворк, XVI век.
Киров – Русская церковь XIX век.

   


Иджеванский район

Иджеван - 18,0 тысячи жителей. Бюро путешествий. Гостиница. Краеведческий музей. Живописные окрестности.
Дилижан - 30,1 тысячи жителей. Многочисленные достопримечательности.
Киранц - Монастырь Киранц, XIII-XIV вв.,(в 12 км. от села).
Гош – Монастырь Нор Гетик (Гошаванк), XII-XIII вв., место деятельности Мхитара Гоша (XII в.), хачкар Павгоса, 1291 г. Живописные окрестности.
Ачаркут – Руины монастыря Самсона, XIII в., монастырь Сурб Аракелоц (св. Апостолов), XIII в, церковь Дехцута, XIII век, хачкары.
Гандзакар – Церковь Сурб Геворк, VII век, часовня Сурб Кираки, IX век, средневековое кладбище, многочисленные хачкары.
Лусаовит – Монастырь Мородзор, V-XIII вв.
Каян – Руины крепости XIII в., церковь, 1233 год, мост XIII в.
Ачаджур – Монастырь Макараванк, X – XIII вв. Живописные окрестности.
Айгеовит – Монастырь Срвег, 1252 год, церковь Сурб Аствацацин, 1889 г., множество средневековых памятников.

   


Шамшадинский район

Берд – 10.2 тысячи жителей. Бюро пуиешествий. Гостиница. Руины крепости Тавуш, X в, хачкары, XVII в.
Варагаван – Монастырь Монастырь Нор Варагаванк, XII-XIII вв.
Цахкаван – Церковь Сурб Аствацацин, XII в.
Чинари – Монастырь Хоранашат, XII-XIII вв.
Чинчин – Церковь Каптаванк, 1151 г.

   


Гугаркский район

Ванадзор – 74,2 тысячи жителей. Многочисленные достопримечательности.
Лори – Зона отдыха.
Фиолетово – Зона отдыха.

   


Спитакский район

Спитак – 7 декабря 1988 года был разрушен катастрофическим землетрясением. Ежедневно десятки самолётов прилетали с гуманитарной помощью и стройматериалами. Благодаря патриотизму и грамотной организации, властям этого района удалось восстановить этот город. Видеоролик о том, как смогли организовать и восстановить город в короткие сроки, мы покажем на нашем сайте. В окрестностях разрушенного Спитака пещерный город, X-XII вв., памятник на братской могиле русских и армянских воинов, павших в войне с Персией 1804 года.
Ширакамут – Церковь Чичханаванк, VII в.
Курсали – Церковь, VII в.

   


Дорстопримечательные места вне населённых пунктов

Гневанк – Монастырский комплекс, VII-XII вв. Живописные окрестности.
Лориберд – Крепость на утёсе при слиянии рек Дзорагет и Мисхан, 989-1048 гг. Политический центр Лорийского царства, X-XIII вв.
Дорбантаванк – Монастырь, церковь Сурб Аствацацин, XI в.
Кобайр – Монастырский комплекс, XII-XIII вв церковь усыпальница Читаханц, XIII в.
Седву ванк – Монастырь, XIII в., церковь Сурб Ншан, руины крепости Седву амроц.
Мастеви ванк – Монастырь и средневековое кладбище, XIII в., мост на р. Манстев, XVII в. мост на р. Манстев, XVII в.
Хоракерт – Монастырь, XIII в.
Хучап - Монастырь, XIII в.
Агарцин – Монастырский комплекс, X-XIII вв.
Джухтакванк - Монастырь, X - XII вв.
Пушкинский перевал – Место встречи А. Пушкиным тела А. Грибоедова.

   


Памятники природы

Лорийский Ботанический сад (600 видов растений на 13 гектарах).
Сосновая роща (крупнейшая в Армении, 116 гектаров).
Террасное Лорийское ущелье.
Озеро Парз. Живописные окрестности.
Дилижанский заповедник.
Реликтовый дуб в селе Кармирахпюр, посажен по преданию Варданом Мамиконяном.

   


Ванадзор. Достопримечательные места

1. Бюро путешествий и экскурсий.
2. Такаворанист, поселение эпохи бронзы.
3. Церковь Сурб Аствацацин, XV-XVII вв.
4. Музей изобразительных искусств.
5. Музей истории Лори-Памбака.
6. Музей дружбы.
7. Дом-музей писателя С. Зоряна
8. Памятник С. Кирову.
9. Памятник С. Шаумяну.
10. Драматический театр.
11. Гостиницы.
12. Туристский комплекс.
13. Туристическая база.
14. Универсальный магазин.
15. Художественный салон.
16. Рынок.
17. Железнодорожный вокзал.
18. Автовокзал.
19. Станции технического обслуживания автомобилей.
20. Автозаправочные станции.
21. Рестораны.

   


Дилижан. Достопримечательные места

1. Бюро путешествий и экскурсий.
2. Краеведческий музей.
3. Архитектурный заповедник «Дилижан»
4. Этнографический музей.
5. Памятник В.И. Ленину
6. Гостиница.
7. Рынок.
8. Универсальный магазин.
9. Санаторий «Дилижан»
10. Туристическая база.
11. Санаторий «Горная Армения».
12. Железнодорожный вокзал.
13. Автовокзал.
14. Станция технического обслуживания автомобилей.
15. Автозаправочная станция.
16. Ресторан.

Памятники Хоракерта


       В северной части сектора, на склоне горы Лалвар возвышаются памятники Хоракерта. Вековые деревья окружают эту, богатую в прошлом, обитель, ограждённую внушительною каменною стеною.
       Главный вход в монастырь – просторное сводчатое помещение привратника с разрушенными ныне широкими арочными проёмами, остатки которых сохранили свой изящный декор.
       Основные здания монастыря – главный храм и притвор, расположенный с ним на одной оси – занимают середину его пределов. В ограде сохранились также руины трапезной, двух небольших сводчатых часовен, в которых ещё можно увидеть глубокие алтарные апсиды. Кельи монашеской братии и покои настоятеля разрушены до своих фундаментов. Южнее часовен, подле ограды, в гуще разросшихся деревьев сохранился монастырский колодец. Предусмотрительные монахи соединили его с потайным ходом, ведшим за пределы ограды в ближайшее глухое ущелье.
       Главный храм – самый значительный по художественной выразительности и объёму памятник Хоракерта. Построенный в конце XII – начале XIII веков, он принадлежит к типу крестово-купольных сооружений, дополненных по углам небольшими приделами. Декоративное убранство основного объёма храма довольно скромно. При осмотре этой его части в глаза бросаются лишь безыскусные обрамления дверных проёмов, стрельчатые арки основания купола да треугольные ниши восточного фасада.
       Разительное отличие представляет купол храма, художественная и конструкторская форма которого уникальна не только в армянском, а также и в мировом зодчестве.
       Исследователи полагают, что возведение этого купола относится к более позднему времени, возможно, что он был сооружён одновременно с притвором.
       Барабан его имеет весьма редкую для Армении десятигранную форму, что само по себе чрезвычайно интересно. Грани выполнены не в виде обычных стен, а составлены из ребристых колонн, по три на каждую грань. Оригинальны капители и базы колонн в виде крупных бусин и шестигранных плит. Промежутки между колоннами служат световыми проёмами, что при взгляде на купол изнутри придаёт ему впечатление парящего в лучах солнечного света. Такая трактовка барабана как своеобразной колоннады не встречается в других памятниках Армении.
       Притвор был пристроен к западному фасаду храма в 1251 году. Он являет собой редкий пример квадратного в плане зала, перекрытого перекрещивающимися арками, переброшенными через всё пространство сооружения. Это совершенство нехарактерное для притворов Армении перекрытие напоминает купол храма. Пристенные устои притвора декорированы медальонами, напоминающими хачкары, арки перекрытия украшены геометрическими орнаментами.
       Остаётся сожалеть, что имя талантливого зодчего этих замечательных сооружений не дошло до наших дней.

Памятники Хоракерта

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Монастырь Санаина


        Архитектурные сооружения монастыря в Санаине принадлежат к числу тех, художественный уровень и научное значение которых выходят за рамки национальных границ. Ансамбль памятников Санаина расположен на небольшом горном плато, у каньона реки Дебед, на высоте 1000 метров над уровнем моря. По другую сторону каньона находится город Алаверди, и дорога из него в Санаин начинается у древнего каменного моста, переброшенного через реку Дебед.
       Санаинский мост – выдающееся по своим инженерным и художественным особенностям сооружение XII века. Он был возведён в 1192 году, что явствует из строительной надписи, высеченной на обратной стороне хачкара, установленного подле моста. Как и большинство мостов Армении – это однопролётное арочное сооружение. Рельеф местности определил расположение опор его арки на разных высотах – правая помещена на выступающем из воды скалистом уступе, левая – почти у поверхности воды.
       Полуциркульная арка моста имеет пролёт 18 метров, расстояние от её средней части до поверхности воды – 12,5 метров. Высокое качество каменной кладки при безукоризненно проведённом расчете придало мосту замечательную прочность, сохранность его и в наше время хорошая.
       Ширина моста постоянна по всей длине. В связи с разностью высотных отметок берегов и подходящих к нему дорог полотно правой половины моста сделано горизонтальным, а левой – с уклоном в сторону низкого берега. Для смягчения крутизны этого уклона было устроено десять ступеней, рассчитанных на прохождение по ним вьючных животных. Сейчас ступени скрыты новым полотном.
       Ступенчатый силуэт моста как бы подчёркивает окружающий скалистый рельеф, его художественные детали – лаконично выполненные фигуры диких кошек – как бы взяты из окружающей мост природы. Монументальность форм этого сооружения поражает каждого направляющегося в Санаин. Время основания монастыря в Санаине не установлено, однако свидетельства историков служат подтверждением известности его задолго до X века, а уже в X – XI веках число монахов здесь достигло нескольких сот человек.
       В этот период Санаин приобрёл значение и просветительского центра Армении, школа при его монастыре была преобразована в Академию, известную в истории Армении как Академия Григора Магистроса Пахлавуни. Большое внимание в ней уделялось изучению гуманитарных наук, здест преподавали выдающиеся учёные и просветители средневековья – Теодорос, Вардан, Анания и другие, прозванные Санаинскими. В исторических хрониках сохранились упоминания о том, что отправляемые из Армении за границу посольства сопровождались советниками из числа учёных Санаина. Уже в XII веке в Санаине существовала медицинская школа. В ней, по сведениям летописца, изучались анатомия и физиология внутренних органов человека.
       Санаин дал нескольких известных представителей национальной культуры. Здесь жил непревзайдённый народный певец и музыкант Саят-Нова (Арутюн Саядян). Выходцем из Санаина был также историк и археолог Александр Ерицян.
       Монастырь Санаина занимает небольшую, всего лишь около двух гектаров, территорию. В центральной её части на протяжении более четырёх веков зодчими разных поколений и возводились его замечательные архитектурные памятники – церкви Сурб Аствацацин, Аменапркич и часовня Сурб Григор - в X веке, здание Академии – в начале XI века, книгохранилище – в 1063 году, здание галереи – в конце X века, притвор – в 1181 году, колокольня в XIII веке.
       Все эти сооружения сгруппировались вокруг старейшей постройки – церкви Сурб Аствацацин. Ансамблевость, единство и компактность комплекса достигнуты благодаря тому, что на протяжении трёх веком каждый зодчий внимательно исследовал всё, возведённое своими предшественниками, и возводил свою постройку с учётом уже стоявших здесь.
       Главный храм Санаина – Сурб Аствацацин (св. Богородицы) – древнейшее из сохранившихся сооружений монастыря. Строителями церкви исторические хроники называют армянских монахов, бежавших сюда из Византии от притеснений императора Романа Лакапина (920-944 гг.)
       Здание, сложенное из полутёсанного базальта, представляет собой крестово-купольный храм с четырьмя пределами по всем сторонам. Простые и ясные формы интерьера, гладкие стены без затенённых углов – подчёркивают объём и значение под купольного пространства. Лишь кронштейны у круглого барабана купола украшены несколько схематичными и наивными рельефами в виде голов животных и человека. Уцелевшие фрагменты штукатурки со следами росписи позволяют предположить, что интерьер церкви был украшен стенописями.
       С течением веком церковь неоднократно ремонтировалась и частично перестраивалась. Так в 1652 году был надстроен её купол. Искусный мастер, каменщик Саркис, не нарушая ни внутренней высоты его, ни формы барабана, повысил купол снаружи и покрыл его более остроконечным шатром. Общая высота здания повысилась, было достигнуто согласование с высотой колокольни и церкви Аменапркич.
       Церковь Аменапркич – самый крупный из всех памятников Санаина. В X веке она служила кафедральным собором Лорийского царства. Это сооружение относится к тому же крестово -купольному типу храмов, что и Сурб Аствацацин, от которой её отличает лишь кладка, выполненная из чисто тёсаных квадров базальта, да детали, обусловленные большими размерами церкви.
       Достопримечательность этой церкви – помещённая в верхней части восточного фасада скульптурная группа – цари Кюрике и Смбат. Выполненные во весь рост, фигуры царей обращены лицами друг к другу, в руках они держат модель храма. Скульптор постарался выполнить фигуры в реалистичной манере, характерные лица царей были безусловно узнаваемы современниками, в их торжественных нарядах армянской знати второй половины IX века современный историк может почерпнуть немало полезных для себя сведений.
       Интересны описания великолепного внутреннего убранства этого собора - богатая церковная утварь тонкой работы, расшитые золотом и серебром облачения служителей переливались разноцветными бликами в свете многочисленных лампад и свечей.
       Под куполом собора висела главная люстра со 112 светильниками светло-оранжевого цвета. Полагают, что люстра эта была изготовлена из полированной меди с накладными серебряными украшениями.
       Турки-сельджуки в 1064 году, а затем и персы в 1104 году разграбили собор вместе с другими храмами Санаина. Дело довершило землетрясение 1139 году, которое значительно повредило весь ансамбль памятников. Последующие реставрации XIII – XIX веков, восстановив облик церквей, не вернули им, к сожалению, великолепия внутреннего убранства, о котором мы узнаём лишь из исторических хроник.
       Между церквями Сурб Аствацацин и Аменапркич (Всеспасителя) строителями X века был оставлен узкий проход. Однако зодчие вскоре убедились в том, что частые землетрясения в этих местах могут разрушить церкви. Ими было принято остроумное и чрезвычайно правильное с инженерной точки зрения решение – заполнить пространство между церквями ещё одной постройкой, которая создаст единую объёмно-пространственную композицию, что значительно повысит сейсмическую устойчивость всех этих сооружений. Такой постройкой стало помещение Академии.
       Композиция его представляет каркасную конструкцию однонефной галереи с мощными арками и устоями, перекрытую каменными плитами. Небольшая площадь составляет всего 34 квадратных метра, однако высокая ритмичность интерьера, образованная арками и устоями, зрительно увеличивает протяжённость помещения. Открытые торцы галереи создают богатую игру света и тени, усиливая иллюзию большого пространства.
       Книгохранилище Санаина -талантливое произведение армянских зодчих средневековья, более того, другое подобное здание неизвестно. По своей площади это крупнейшее средневековое книгохранилище Армении. Возведено оно было на средства и по повелению царевны Грануш. В нём сохранялись не только монускрипты, а также всевозможная ценная утварьмонастыря.
       Квадратное в плане помещение книгохранилища увенчано восьмигранным шатром. Основной свет в течении дня проникает в помещение через круглый проём в его вершине, он же служит и для вентиляции. Узкое окно в восточной стене служило для чтения рукописей без огня в пасмурные дни и зимою. Такое, по нашим понятиям, скупое освещение определялось необходимостью обезопасить хранилище от грабителей, почти вовсе не устраивая окон.
       Роль шкафов здесь играли разнообразные по величине, форме и высоте положения десять ниш. Их расположение вдалеке от входа было необходимым для создания там постоянного микроклимата, как и люди, не любят холодных сквозняков.
       Ниши эти служили также и украшением интерьера их килевидные и полукруглые навершия декорированы геометрическими узорами и углублёнными в стену профилями. Украшена узором даже миниатюрная полочка для светильника у окна. Весь интерьер этого помещения производит на зрителя сильное впечатление благодаря согласованности всех своих частей. Внешнее убранство здания значительно скромнее его интерьера. Тут, однако, обнаруживается любопытнейшая деталь – остатки ораторской трибуны, устроенной на левой части стены восточного фасада здания. Размеры её были невелики, каменное основание на консолях дополнялось деревянным настилом с лесенкой, шедшим вдоль фасада почти до угла.
       Здесь, вероятно, проходили богословские диспуты, собиравшие большое число участников. Слушатели и участники помещались на площади перед восточным фасадом книгохранилища, ораторы же – на трибуне, укреплённой на стене на их головами. Тем самым достигалась двоякая польза – оратор был всем виден и слышен, сам же он оставался в безопасном удалении от эмоциональных порывов слушателей.
       Для защиты помещения книгохранилища от солнца, ветра, дождя и снега, создания перед ним своеобразного климатического «шлюза» - вдоль его южной стены была возведена галерея.
       Кроме места для бесед учёных наставников со своими воспитанниками и посетителями, эта галерея, как впрочем и другие, ей подобные, служила также и усыпальницей знатных лиц. В ней до сих пор сохранилось надгробье княгини Нарджис, сестры Закаре и Иванэ Захаридов.
       Притвор монастыря в Санаине возведён на месте более раннего, разрушенного иноземцами и землетрясением. Новое помещение представляет собой квадратный в плане зал, украшенный четырьмя центральными колоннами. Шатёр притвора вытянут по высоте, это впечатление усиливается его восьмигранной формой со световым отверстием, сосредотачивающим взгляд зрителя на виднеющемся в вышине голубом небе.
       В отличии от большинства притворов, дверь здесь устроена в северной стене. Это сделало более удобной его связь с остальными службами монастыря. Лаконичные внешние формы притвора дошли до нас без существенных изменений.
       Последним монументальным сооружением монастыря была колокольня. В отличие от деревянных вышек, часто служивших в средневековой Армении колокольнями, эта представляет собой квадратную в плане трёхэтажную башню, увенчанную шестиколонной ротондой, в которой висели колокола. Зодчий придал этой колокольне нарядный, композиционно завершённый вид устремлённого ввысь сооружения.
       Три различных по названию этажа её использовались следующим образом: первый, в настоящее время основательно перестроенный, служил монастырским складом; второй, состоящий из трёх небольших приделов, использовался как модельная при монашеских бдениях; в просторном и светлом помещении третьего этажа, вероятно, работали переписчики рукописей.
       За пределами монастыря сохранилась церковь Сурб Арутюн (св. Воскресения), время её возведения относят к XIII веку. Это миниатюрное, квадратное в плане здание со сводчатым залом и двускатной кровлей. От всех прочих её отличает наличие двух алтарных апсид, что делает её скорее поминальной часовней. Правый алтарь её был посвящён Воскресению, левый – св. Григору, в память, вероятно. Григора Тутеворди, чей надгробный хачкар находится на территории монастыря.
       К востоку от Санаина, на вершине лесистого холма стоит церковь Сурб Карапет (Иоанна Предтечи). Это небольшая однонефная базилика со сводчатым перекрытием, с северной стороны к ней примыкает два миниатюрных придела. Построенная в начале XI века, она интересна тем, что её нижние части сложены из грубо околотого тёмно-зелёного кварцита кладкой «рыбья кость». Обрамления же проёмов и верхняя часть церкви сложены из чисто тёсаных блоков базальта.

Монастырь Санаина

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Сделайте заказ прямо сейчас

Монастырь Ахпата


       Время основания монастыря в Ахпате, находящегося к северо-востоку от Санаина, сохранившиеся исторические хроники относят к X веку. Как и Санаинскому, ему уделялось повышенное внимание правителей Армении и их вассалов. Здесь однако в меньшей степени, чем в Санаине, также изучали гуманитарные науки, богословие, занимались живописью.
       Этими обстоятельствами и объясняется некоторое сходство композиционных особенностей памятников Ахпата и Санаина. Их архитектурные детали и декор сооружений, принадлежащие к одной эпохе, имеют так много общего, что дают основания предположить выполнение их мастерами одной школы.
       В числе памятников Ахпата находятся небольшая купольная церковь Сурб Аствацацин, возведённая в 1025 году; Сурб Григор – крестово-купольная церковь, относящаяся к 1005 году, при перестройке в 1211 году она лишилась своего купола; Сурб Ншан (св. Знамения) – церковь X века в виде просторной купольной залы; притвор, называемый «домом Амазаспа», возведённый в 1215 году; книгохранилище X века; трапезная XIII века и колокольня, построенная в 1245 году.
       Описывая памятники Ахпата, остановимся только на присущих им особенностях, чтобы не утомлять читателей повторением уже известного им из памятников Санаина.
       Притворы церквей как правило были местом для прихожан, не вмещавшихся в храмы во время богослужений. Однако сооружались также и притворы для собраний духовной и светской власти, обсуждавших подчас весьма далёкие от богослужений проблемы. Располагались они обычно поодаль от церквей. Именно к числу таких притворов и относится «дом Амазаспа». Это квадратное в плане сооружение с четырьмя колоннами, поддерживающим свод – самое большое сооружение подобного назначения в Армении. Его аскетический интерьер усилен декорированным полуовалам шатром центральной части. Приземистые пропорции объёмов создают впечатление некоторой основательности.
       Трапезная Ахпата относится к интересным своей архитектурной композицией сооружениям. В ней поражает огромное пространство вытянутого зала, разделённого по всей длине колоннами на две части. Интерьеры её обозреваются непосредственно при входе в помещение, от двери в торце здания. Центральные секции перекрытий завершают два восьмигранных купольных свода со световыми отверстиями. Весьма скромное внешнее убранство трапезной оживлено высеченным на тимпане двери рельефным крестом.
       Сохранились предания о том, что в Ахпате жил учёный монах Ованес Имастасер (Саркаваг). Он был славен как непревзойдённый сочинитель проповедей и псалмов и в соседней Грузии, откуда к нему приезжал для благословления царь Давид. Легенды рассказывают также о любви Ованеса к чтению, она была столь велика, что он проходил много дней подряд в уединённой келии за чтением рукописей, не замечая течения времени и не принимая пищи.

Монастырь Ахпата

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Родники Армении


       Родники Армении – небольшие архитектурные сооружения, воздвигнутые над источниками воды, либо неподалёку от них. История их восходит ко временам язычества, когда многие источники, в том числе и минеральные, почитались как священные. Некоторые из них продолжают почитаться и в христианское время. Таков, к примеру, родник в одной из пещер Гехарда, получивший в XIII веке архитектурное обрамление в виде пещерного христианского храма.
       Средневековые родники сооружались и как памятники в честь ктиторов – князей, купцов, священников или настоятелей монастырей. Надписи на их стенах напоминали посетителям, кого следует помнить и о ком следует молиться при утолении жажды.
       В разные времена родники облекались в разные архитектурные формы, которые к XIII веку окончательно сложились в единый тип. Таков родник Ахпатского монастыря. Он находится к востоку от основной группы памятников, слева от дороги, частично врезанным в горный откос. Строительная надпись на нём свидетельствует о его сооружении в 1258 году настоятелем монастыря Ованесом.
       Прямоугольное в плане помещение родника площадью около 30 квадратных метров перекрыто сводом, опирающимся на мощные торцовые стены. Обращённый к югу главный фасад имеет в центре три арочных проёма, поддерживаемых колоннами. Создающие игру света и тени детали колонн и арок смягчают переход от плоскостей, освещённых ярким солнцем, к затенённым проёмам. Нижняя часть опор свода образует выступы, служащие скамьями для отдыха и беседы встречающихся у родника путников. Шесть небольших сообщающихся каменных бассейнов вполне обеспечивают доступ к воде, с западной стороны к роднику примыкает открытый резервуар, куда стекает излишек, использующийся для полива садов.
       Подобные родники сохранились в Санаине, Макараванке, Татеве, Хоракерте. Их можно встретить на древних торговых путях, проходивших через Армению. Иногда родники возводились на некотором удалении от источников, в этом случае вода в них подводилась по специальным гончарным трубопроводам, которые для предохранения от повреждений закапывались в землю. Длина таких «магистралей» могла достигать километра и более. Традиция строительства родников сохранилась по всюду в Армении и в наше время. Фольклор Армении сохранил множество легенд о родниках. Это и рассказы об их целебных свойствах, и о чудесных исцелениях с помощью вод родников.
       Некоторые из легенд о родниках не лишены иронии, так, рассказывают, что вода родника в местности NN обладает свойством лишать ума. Поэтому жители тех мест считались людьми легкомысленными, проще сказать чудаками, о которых рассказывалось множество смешных историй. Говорят, что один из католикосов повелел закрыть этот родник за его вредность. После этого жители NN сразу поумнели.

Родники Армении

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Крепость-город Лориберд


       На левом берегу реки Дзорагет, в виду лесистых склонов Базумских гор, неподалёку от города Степанавана сохранились руины средневековой крепости-города Лориберд, бывший в X – XII веках центром Лорийского царства.
       Городище её, подобно столице Багратидского царства – Ани, простирается на горном плато треугольной формы, ограждённом глубокими ущельями горных рек Мисхан и Дзорагет. В этом непреступном месте в X веке была основана крепость, цитадель которой занимала площадь девять гектаров и была защищена мощной оборонительной стеною протяжённостью около 200 метров. Вдоль стены пролегал ров, заполненный водою. Единственные ворота цитадели были устроены в северо-восточной части укреплений. До наших дней сохранились лишь руины некоторых сооружений крепости.
       Окружавший цитадель город занимал площадь около 25 гектаров, он в свою очередь был обнесён стенами, от которых сохранились лишь остатки фундаментов.
       С внешним миром эти укрепления связывали два моста, переброшенных через ущелье. От одного из них сохранилась лишь часть устоев, второй же, сохранившийся полностью, был реставрирован. Это лёгкое однопролётное сооружение со стрельчатой аркой, смягчённой при вершине небольшой дугой, плавно соединяющей обе основные кривые.
       Внимательный путешественник возможно обратил своё внимание на то, что большинство средневековых мостов Армении представляют собой однопролётные конструкции с циркульными или стрельчатыми арками. Такое кажущееся единообразие объясняется не столько небольшой шириной горных рек, позволявших перебрасывать один пролёт, сколько их неспокойным характером и желанием строителей избежать каменных работ в студёной воде.
       Судьба Лориберда также печальна, как и судьбы многих средневековых городов Армении. Татаро-монгольские орды осадили и захватили его в 1238 году, разорив безо всякой пощады. Затем, в течении нескольких столетий крепость несколько раз становилась добычей чужеземцев, горожане постепенно покидали её и в конце XVIII века на месте могучей некогда крепости осталось лишь небольшое селение, которое уже в XX веке было перенесено к западу от древнего городища.

Крепость-город Лориберд

Экскурсия

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Сделайте заказ прямо сейчас

Курорт Дилижан


       От Семёновского перевала начинается довольно крутой спуск к курортному городу Дилижан. Обширная его территория занимает лесистые ущелья бассейна реки Агстев и других её притоков. Климат окрестностей Дилижана, расположенного на высоте около 400 метров над уровнем моря, мягок и довольно сух. Чистый горный воздух наполнен целебным ароматом сосен.
       Точное время основания города неизвестно, однако упоминания о нём встречаются в различных документах первой половины XIX века, когда Дилижан стал развиваться как курорт, привлекая сюда людей, страдающих заболеваниями лёгких. Горно-лесистый климат здешних мест со слабыми ветрами, почти постоянная невысокая относительная влажность воздуха около 65 процентов, тёплая зима и нежаркое лето делают этот курорт очень популярным. Дилижан богат также и минеральными источниками, которые по своим свойствам приближаются к водам курортов Боржоми в Грузии и Виши во Франции.
       Центр города расположился на правом берегу реки Агстев, здесь сосредоточены его жилые кварталы и магазины. Здесь же находится реставрированный квартал исторической застройки с характерными для Дилижана архитектурными элементами – мансардами, деревянными балконами с резными перилами, резными наличниками окон и дверей. В этом квартале воссоздаётся и традиционный быт горожан – работают ремесленники, действуют кафе, пекарни, продают сувениры.
       На левом берегу реки расположилась курортная зона, кроме санаториев, здесь построено довольно много домов отдыха и пансионатов. Большой лесопарк площадью около 40 гектаров служит для пешеходных прогулок и активного отдыха.
       Окрестности Дилижана богаты многочисленными памятниками истории. Среди них есть и руины средневековых монастырей, и сохранившиеся церкви, и средневековые крепости, и мемориальные памятники, мосты и караван-сараи.

Курорт Дилижан

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Монастырь Нор Гетик (Гошаванк)


       Ансамбль сооружений монастыря Нор Гетик находится в верхнем течении реки Агстев. Заросшие дубовым лесом склоны ущелья небольшой, но бурной горной реки определили композицию его сооружений. Необходимо отметить, что Нор Гетик был возведён на месте разрушенного землетрясением 1188 года древнего монастыря Гетик.
       В строительстве монастыря принимал участие Мхитар Гош – политический деятель и выдающийся учёный средневековой армении, автор первого Судебника, писатель и автор многочисленных придч и басен. В его честь монастырь называется также и Гошаванком. Здесь Гошем была основана школа, воспитанник которой Киракос Гандзакеци написал «Историю Армении».
       Известно также участие в строительстве монастыря талантливого зодчего Мхитара и его помощника Ованеса. Ими, а также и другими зодчими в Нор Гетике возведены: церковь Сурб Аствацацин – 1196 год, церковь Сурб Григор – 1231 год, церковь Сурб Григор Лусаворич – 1241 год, притвор – 1203 год, книгохранилище с колокольней - 1291 год, здание школы – XIII век, галерея – XIII век, часовни XIII век.
       Основные церкви монастыря принадлежат к распространенному крестово-купольному типу с четырьмя приделами в углах. Также традиционны небольшие сводчатые часовни с полукруглыми алтарными апсидами на их восточных сторонах.
       Интерес представляет церковь Сурб Григор Лусаворич – небольшое сводчатое сооружение, повторяющее тип однонефных базилик Армении V века. Её интерьер отличается нарядным декором, алтарная апсида оплетена гирляндами изящного растительного, чередующегося с геометрическим, орнамента. Колонны по сторонам апсиды и у свода украшены витыми каннелюрами, орнаментированы и проёмы дверей, ведущих в алтарные приделы. Внешнее убранство церкви не менее богато. Тимпан стрельчатой арки западного входа заполнен тончайшим узором, образующим розетки, аналогичным узором покрыт прямоугольный пояс, обрамляющий портал. Резьба создаёт впечатление кружевной ткани. Восточный и западный фасады церкви украшены изящной аркатурой. Всё убранство свидетельствует о мастерстве зодчих и строителей.
       Монастырское книгохранилище с колокольней примыкает к обширному зданию школы, дошедшему до нас в руинах. Его значительная – 195 квадратных метров – площадь а также имеющиеся исторические упоминания дают основания предполагать, что здесь не только занимались воспитанники, но составлялись и переписывались рукописи. Стены этого прямоугольного помещения сложены из крупных камней грубой тёски, в них сохранились гнёзда деревянных балок перекрытия, которое, как и большинство подобных, имело три деревянных шатра со световыми отверстиями.
       В нор Гетике сохранились оригинальные образцы хачкаров. Особенно выделяются работы резчика Павгоса. Лучший из них – хачкар 1291 года, имя резчика можно прочесть в нижней звезде его левой стороны. На фоне чёткого геометрического узора, покрывающего хачкар, выделяются основные элементы композиции – крест на щитообразной розетке и восьмиконечные звёзды в углах.
       Местный фольклор, как и везде в мире, не обходит своим вниманием выдающиеся личности. Так, о Мхитаре Гоше рассказывают, что однажды ему во сне явился бог, сказавший: «Слушай внимательно, Мхитар, семь лет подряд будут плодородными, запасись хлебом, потому что в следующие семь лет будет засуха». Послушавшись бога, Мхитар на средства монастыря выстроил амбары и наполнил их зерном. Когда случилась засуха и хлеба стало недоставать, он изготовил круглую миску «гуш» и ею стал отмерять людям хлеб. За это Мхитар был прозван людьми «Гушем», а после смерти его и место назвали Гуш или Гош.

Монастырь Нор Гетик (Гошаванк)

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Вардапет Мхитар Гош


       Вардапет Мхитар Гош, один из видных представителей национальной культуры, был весьма разносторонней личностью. Общеизвестны его труды по богословию, Судебник его пережил века и служил правосудию не только в Армении, но и в Грузии, и даже в России некоторыми своими частями использовался вплоть до первых десятилетий XIX века. Менее известен он, однако, как обработчик и сочинитель басен – этих замечательных выражений народной мудрости, записанных на пергаменте или бумаге литературных миниатюр. Среди басен Мхитара Гоша есть немало и таких, которые способны заполнить и прояснить неясные и неполные страницы истории армянского народа, её социальной стороны. Есть и миниатюры, созданные по образцам басенного творчества народов, ранее армянского отливших их в письменные формы. Есть и басни, получившие свою более позднюю интерпретацию в творчестве других народов. Как-бы то ни было, Мхитар Гош стоит в славном ряду баснописцев, который начинается с Эзопа, жившего в VI веке до н. э., продолжается Лафонтеном в XVII веке и Крыловым в XIX.

Три басни Мхитара Гоша в пересказе Иосифа Орбели помогут частичному знакомству с его философскими взглядами и напомнят о вечных проблемах человеческой личности.

Глупец и врач

   


       Случилось как-то Галену поучать относительно телесного здоровья, причём он сказал: «Кто будет осторожен в еде и пище, тот не будет нуждаться в нашем искусстве». Некто, слыша это, не стал ни есть, ни пить, и от этого приключилась ему тяжкая болезнь, и стал он бранить Галена. А тот, услыхав, говорил: «Разве ты не знаешь, безумец, что мы не создатели природы, а её помощники? Почему же ты не уразумел моих слов и соответственно не действовал?» Назидание: надлежит внимательно слушать наставников и врачей и соответственно вести себя в жизни, из чего проистекает здоровье духа, и избегать чрезмерности как в излишествах, так и в самоограничении, ибо зло заключается и в том, и в другом.

 


Жена и любовница

   


       Говорят, что один купец имел законную жену и запретную жену. И когда он собрался как-то отправиться по торговому делу, пошёл он к незаконной жене, спросил: «Что тебе привезти?» Она ответила: «Привези много вещей, то и то». Пошёл он к законной жене: Что тебе привезти?» Она сказала: на один дахекан купи ума и привези». Отправился муж, а потом вспомнил поручение жены, спросил кого-то: «Жена моя сказала, привези мне на один дахекан ума!» Тот спросил: «У тебя законная жена?» Он ответил: «Да!» Тогда тот сказал: «Когда ты подъедишь к своему городу, оставь свои вьюки с товарами за городом и, как нищий, пойди к своей любовнице и скажи, что в дороге тебя обокрали». И сделал так этот муж. И когда любовница увидела его, она выгнала его из дома. Пошёл он к жене, и та, увидев его, сказала: «Не горюй, ведь ты же сам благополучно вернулся!» И она одела мужа, а он понял: «Разум в том, что я испытал верность этих женщин». Затем пошёл он к каравану и всё вытащил, провёз мимо дверей любовницы и доставил в дом жены. Назидание: как солнце, взойдя, украшает мир, так хорошая жена- украшение своего дома.

   


Три видения царя

   


       Некий царь имел видение, что падали с неба лисицы, точно дождь. Царь повелел объявить через глашатая: «Тому, кто истолкует моё сновидение, дам я одну тысячу дахеканов». Услышал об этом один бедняк и явившись сказал: «Если дашь мне три дня сроку, объясню». Отправился бедняк в пустыню и бродил в раздумье. И был там один змей, увидев озабоченного человека, он сказал: «Что дашь мне, если я истолкую тебе видение царя?» Он отвечает: «Да будет тебе половина того, что мне обещал царь». Змей говорит ему: «Ступай и возвести царю, что наступает время, когда люди будут коварны и лживы, как лисицы». Он пошёл и сказал, слова его понравились, ибо люди и точно были такими, и царь дал обещанную тысячу дохеканов. Но человек змея обманул и не возвратился к нему, чтобы отдать его долю. После того царь опять имел другое видение – падали овцы, точно дождь. И он велел позвать того же человека, чтобы тот истолковал, как и первое видение. Человек попросил срок такой же, как и раньше. И было ему стыдно вновь идти к змею, проявив неблагодарность, но он всё же пошёл, укоряя себя, и говорит: «Прости меня, истолкуй второе видение, и я дам тебе и за первое, и за второе толкование». Змей объяснил ему видение, не коря его за проступок: «Ступай и возвести, что близится время и оно уже настало, когда люди будут чисты душою, как овцы». Человек явился и дал толкование. Одобрив его, царь дал опять тысячу дахеканов. Взяв их, человек понёс змею тысячу дахеканов, за первый и за второй раз. После того царь опять имел ещё другое видение – подали мечи, точно дождь. Царь опять велел позвать того же человека, чтобы он истолковал и это видение. Человек попросил такой же срок, как раньше, и отправился к змею. Змей тотчас истолковал ему видение, как другому: «Ступай и скажи, что наступает время, когда появятся люди насилия и меча». Придя, сказал он это царю и получил снова тысячу дахеканов. И отправился к змею и говорит про себя: «К чему оставлять змею теперь ту тысячу дахеканов, да ещё и приносить ему пятьсот, ударю змея и умерщвлю его». Попытался он поразить змея, но это не удалось ему, ибо змей ускользнул от него. Человек раскаялся и подумал: «Зло я сотворил, как явлюсь к нему, если опять будет нужно?» Заметив, что он удручён, змей ему сказал: «Не огорчайся, человек, ты не сделал чего-либо сам от себя, а лишь действовал по веянию времени. Так, обман твой был во время притворщиков, раскаяние и отдача тысячи дахеканов – во время чистых душою людей, а попытка нанесения мне удара – во время людей насилия». Назидание: басня эта показывает только, что надлежит судить о людях по времени и быть на стороже. Ибо время порождает людей различного характера: одно – коварных, другое – чистых душою, а иное – тиранов, и много других подобных.
Отсюда следует изречение: «Времена меняются и мы меняемся с ними» - « Tempora mutantur et nos mutamur in illis».

Вардапет Мхитар Гош

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Сделайте заказ прямо сейчас

Монастырь Агарцина


       В горах к северу от Дилижана, на изумрудной поляне, затерянной среди лесов, тесно прижавшись друг к другу, стоят монастырские здания Агарцина. Почти все они возведены в XII – XIII веках, хотя есть основания полагать, что этот уединённый монастырь, первоначально скромный по своим размерам и характеру строений, был основан задолго до XII века.
       На территории Агарцина сохранились основные памятники монастыря: церковь Сурб Григор, построенная в XI веке; церковь Сурб Аствацацин, возведённая в 1281 году; церковь Сурб Степанос, 1244 год; часовня XIII века; усыпальница царского рода Багратидов, XII век;трапезная, 1248 года; различные помещения монастырских служб, возведённые в XII – XIII веках.
       Зодчие, возводившие Агарцин, шли традиционным путём, придерживаясь получивших распространение в Армении XII- XIII веков форм церковных зданий. Здесь это крестово-купольное, как церковь Сурб Григор, или купольные залы, как Сурб Аствацацин.
       Церковь Сурб Аствацацин заслуживает особого внимания. Это наиболее крупное сооружение – художественная доминанта ансамбля. Её высокий купол украшен изящной аркатурой по всем своим шестнадцати граням. Портал южного входа украшен живописным разным наличником. Восточный фасад церкви интересен скульптурной группой, изображающей возможно настоятеля монастыря и его помощника, указывающих руками на стоящую между ними модель церкви. Зонтичное покрытие купола модели наводит на мысль, что таким было первоначальное завершение купола Сурб Аствацацин. Над моделью помещено изображение голубя с распахнутыми крыльями.
       Трапезная монастыря, возведённая зодчим Минасом, относится к числу достаточно редких по своей композиции сооружений. Её вытянутое в плане прямоугольное помещение разделено на две почти квадратные части двумя массивными столбами. Восьмигранные световые отверстия, устроенные в шатровых перекрытиях, декорированы под необработанный камень. Вдоль стен устроены каменные скамьи. Широкий арочный проём на её западном торце вероятно предусмотрен был для входа и выхода многочисленных паломников и внесения больших котлов с пищей. Здесь же, у южной стены устроен ещё один вход, украшенный порталом со строительной надписью зодчего Минаса, его клеймом помечены также многие кладки.
       Усыпальница рода Багратидов в виде небольшой часовни сохранила две надгробные плиты. На одной ещё читается надпись «Царь Смбат…», другая стёрта временем. На монастырской земле похоронен также Хачатур Таронеци – известный армянский средневековый теолог.

Монастырь Агарцина

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Макараванк


       Площадка лесистого склона горы Пайтатап, что в Базумском хребте, дала приют монастырю Макараванк. Некогда его окружали внушительные стены, а неподалёку располагались обширные поселения. Памятники Макараванка, построенные из тёмно-розового андезита и красного туфа с вкраплениями зеленоватых камней, необычайно живописны. При дороге у ворот монастыря, по древним гончарным трубам до сих пор течёт вода родника.
       Древнейшим сооружением Макараванка выступает крестово-купольная, с четырьмя приделами, церковь X века. От всех прочих сооружений подобного типа её отличает богатый резной декор алтарной апсиды и обрамлений оконных проёмов. Главный храм монастыря в виде большой купольной залы сооружён в 1204 году. Притвор, обслуживающий оба эти храма, относится к XII веку. Небольшая церковь Сурб Аствацацин построена в 1198 году, к ней примыкает часовня XIII века. В монастырской ограде сохранились и другие помещения.
       Главный храм интересен не только внушительным объёмом залы и подкупольного пространства, но и своим внутренним и внешним убранством. Алтарная апсида его декорирована разнообразнейшими узорами, составляющими восьмиконечные звёзды, букеты растений, куда вплетены изображения рыб и птиц, сфинксов и сиринов. Здесь присутствуют также чрезвычайно редкие для алтарных декоров изображения человека в лодке, мужской фигуры с небольшой надписью у её ног – возможно автографом резчика.
       Внешнее убранство главного храма содержит хорошо сохранившиеся солнечные часы на южном фасаде, ниже - фигура голубя, сидящего на консольной подставке. Прямоугольные входные порталы обрамлены полуциркульными нишами. Барабан купола огибает стройная двенадцатиарочная аркатура на парных полуколоннах.
       Миниатюрное здание церкви Сурб Аствацацин представляет собой четырёхапсидную центрическую, круглую в своей нижней части, композицию. Переход от круга в основании церкви к восьмиграннику стен, затем к соразмерному с нижним объёмом куполу – несомненная находка талантливого средневекового зодчего. В наружном убранстве этого памятника выделяются оригинальные рельефы аиста и змеи – на северной стороне, сцена схватки двух диких зверей – над южным окном.
       В небольшом сводчатом помещении просвирной, примыкающим к притвору и церкви X века, сохранился очаг у его восточной стены. Это одно из немногих монастырских помещений такого рода, дошедших до нас. Расположение его рядом с храмом отнюдь не случайно. Просфоры для причастий выпекались здесь обычно ночами, чтобы быть розданными во время утренних служб. Таинство выпечки и освящения просфор несомненно удобнее всего было производить рядом с храмом.

Макараванк

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Город Ванадзор (Кировакан)


       На высокой террасе долины реки Памбак утопает в зелени город Ванадзор (Кировакан). Его дома, построенные из розового Артикского туфа, живописно смотрятся на фоне окружающих лесистых гор.
       Город расположен на месте древнейших человеческих поселений. В его северо-восточной части, на холме Такаворанист археологами открыты следы поселения III тысячелетия до н. э. Помимо этого, на берегу реки и в самом городе раскопки выявили многочисленные следы древних захоронений, в том числе каменные саркофаги эпохи бронзы. Сохранились в городе, правда в небольшом числе, и памятники XVIII-XIX веков.
       Дачный посёлок начала века, он стал расти и сегодня городские кварталы продолжаются до склонов гор. Город не утратил своей привлекательности для приезжающих сюда на отдых. Здесь есть и санатории, и дома отдыха, расположенные в тенистых парках, и детские лагеря на лесистых полянах.
       В южной части города расположен его Ботанический сад. На площади более 13 гектаров собраны несколько сотен видов деревьев, кустарников и цветов из многих стран и климатических поясов. Парковые насаждения созданы в стиле живописных естественных ландшафтов, среди которых разбросаны тут и там яркие пятна цветочных клумб.

Город Ванадзор (Кировакан)

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY

Русские поселения в Армении


       Русские поселения в Восточной Армении. Часть которой сейчас является территорией Армении, начали возникать в первой половине XIX столетия. Первоначально этот процесс объяснялся желанием правительства Российской империи создать здесь свои форпосты, демонстрирующие Персии и Турции постоянное присутствие русских войск и населения в занятых по праву войны областях. Второй, не менее важной целью, являлось развитие экономики и общественно-политической жизни этого края, которое позволило бы скорейшим образом включить его в орбиту отношений империи.
       Результатом выполнения этого плана явилось создание нескольких русских военных поселений на севере Восточной Армении – на месте нынешнего Степанавана и в его ближних и дальних окрестностях. Как правило, поселения создавались при штаб квартирах полков и, по свидетельству современника, представали «прекрасно обстроенными, с густо разросшимися старыми садами, с хорошо мощёными и содержащимися в порядке улицами. Среди такой штаб-квартиры красуется обыкновенно полковая церковь, близ неё дом командира полка, полковые службы, лазарет, мастерские, школа, клуб; солдаты помещаются в казармах, выстроенными длинными флигелями, женатые же живут в отдельных домиках». Кроме русских, в военных поселениях осела часть казаков и государственных крестьян украинского происхождения.
       Жизнь поселенцев была подчинена строгой регламентации, они не имели права самостоятельно распоряжаться своим хозяйством, даже браки здесь заключались по предписанию начальствующих. Сложившееся положение привело к экономической несостоятельности этих поселений и, просуществовав около пятидесяти лет, они были распущены тем более, что надобность в такого рода военном присутствии здесь миновала. Все военные поселяне, оставшиеся в этих краях на жительство, были приравнены к сельским обывателям.
       Другим родом созданных здесь русских поселений были сектантские. Причины переселения в эти края молокан, духоборов, субботников и некоторой части православного крестьянства следует искать в религиозных гонениях на сектантов со стороны официальной церкви и государства, а также в кризисе крепостной системы России первой половины XIX века. Множество крестьянских семей тогдашних Оренбургской, Тамбовской, Воронежской, Рязанской, Пензенской, и Владимирской губерний, снявших с родных мест, тронулись в долгий путь к Закавказью.
       Такое переселение поощрялось правительством, оделявшим переселенцев наделами пустовавших земель и денежными пособиями для обзаведения хозяйством. Сектантам также не возбранялось в этом краю исповедовать свои вероучения. Результатом этого явилось образование новых русских поселений в районе Севанского бассейна и вдоль дороги, шедшей из Еревана к озеру Севан и далее, к Дилижану.
       Первое поселение русских сектантов в Восточной Армении было образовано в 1832-33 годах на месте села Базарчай в Зангезуре. По некоторым неполным данным на 1851 год, в Восточной Армении проживали 615 семей численностью 4051 человек.
       Ремёсла и промыслы русских поселенцев в Восточной Армении продолжали традиции из родных мест. Из архивных документов мы узнаём о плотниках, кузнецах, бочарах, колёсниках, токарях, сапожниках, портных, печниках и каменщиках. Некоторые из них были известны своим искусством во всём Закавказье.
       Сельские общины русских крестьян в Восточной Армении, обосновавшиеся в её северных районах, образовали своеобразную микрообщность русского этноса, способствовавшего сохранению целого ряда своих самобытных черт. Современная Цивилизация, нивелирующая быт всех народов, затронула и этот русский островок Армении. Однако внимательному взгляду здесь откроется много, давно забытых в других местах, исторических черт русского быта.

Русские поселения в Армении

Экскурсии

GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
GVT-TOUR TRAVEL COMPANY
http://gvt.am

Видеоролик о Гугаркском секторе

Отдохни в Армении

ГВТ-ТУР предлагает Вам совершить увлекательное путешествие в Армению!

Вас ждет уникальная природа, интересная история старинных городов, самобытная архитектура, средневековые церкви и храмы – все то, что в Армении соединилось в гармоничную картину, которая не оставит равнодушным ни одного человека.

Сегодня Армения имеет возможность принять туриста с любыми запросами. Мы ждем вашего приезда и готовы предоставить весь спектр услуг.

Сделайте заказ прямо сейчас